Пять звеньев при выполнении удара (Ли Ксяо-дун)
Новости/ Admin

Последовательность звеньев: оценка ситуации, выбор позиции, расчёт времени, дистанция и коррекция. Эти пять связующих элементов являются началом и завершением удара. Исходя из того факта, что каждый игрок отличается в плане хватки, манеры и ощущения ведения игры, мы не в праве требовать от них нанесения одинаковых ударов. Важно, чтобы удар был оправдан и реализовывал сильные стороны спортсмена. Вот мое понимание выполнения хорошего удара: грамотная координация, выраженная мощь, коррекция действий без напряжения, возврат в исходное положение, продолжительность, выполнение на скорости, мощно, с вращением, точностью.

Вот детальное объяснение пяти звеньев удара.

1. Оценка.

Если в игровой ситуации спортсмен может правильно оценить удар соперника – вращение, направление, точку приземления мяча, его сознание будет быстро и правильно реагировать и способствовать координации, уверенности, раскованности. С другой стороны, если оценка не верна, то размытость восприятия ситуации приводит к неадекватной реакции. Негативные действия при этом – это нерешительность, чрезмерная напряженность, медлительность, неподвижность.

Существуют два способа оценки – прогноз и наблюдение за мячом.

Прогноз, который может гарантировать качество наносимых ударов, основывается на прогнозировании ударов, наносимых соперником, исходя из предварительных знаний о нем. При такой оценке ответный удар, как правило, под контролем и легче спланировать следующий удар соперника и отреагировать на него. Есть три способа выполнения данного приема:

Во-первых, основные правила. Если я подаю с сильным обратным вращением (бэкспин), предполагая, что соперник не сможет провести атаку, то я должен быть готов к отражению ответного бэкспина. Длинная быстрая подача скорее всего повлечет глубокий ответ. В этом случае я сделаю шаг назад для последующей атаки. Если я подаю сверху вниз, то ожидаю, что соперник ответит кроссом. В общем, освоив основные правила предположения, можно облегчить задачу при нанесении ударов.

Во-вторых, комбинация ударов. Правильная комбинация во многом способствует прогнозированию. Например, великий Мицуро Коно, чемпион мира 1977 года, играл справа по всей ширине стола. Меня восхищало то, что он делал это без особой мощи и быстроты передвижения, однако, он всегда вовремя наносил удар справа из левого угла. Позже я узнал, что он выполнял замечательную комбинацию ударов. Он быстро подавал влево и бросался к левому углу, ожидая кросса. Затем он наносил удар под левую, заставляя соперника бросаться в левый угол, оставляя себе, достаточно времени для перемещения в правый угол для нанесения победного удара (смертельного удара).

В-третьих, качество. Прогнозируя, необходимо обеспечивать качество ударов. Если ваши удары сильны и оказывают давление, удары соперника слабеют. Контроль за Вами - можно использовать прогнозирование. Если этого не делать, то у соперника будет больше возможности на обработку ваших ударов, возможность прогноза будет утеряна. Подача Ма Линя, удар слева Ван Хао, и удар справа Ван Ликина имеют высокое качество. Поэтому, у них больше возможности осуществлять прогноз.

Наблюдение за мячом надо понимать в буквальном смысле. Необходимо увидеть момент касания, и это особенно важно при приеме подач. Общая ошибка заключается в том, что игроки пытаются увидеть последовательность совершаемых действий, и не успевают заметить скрытых движений. Некоторые игроки просто ленивы и эгоистичны, им мешает навязчивая самоуверенность и стремление только самовыражаться. Они не вырабатывают привычки наблюдения за действиями соперника. Вот способы наблюдения за мячом:

Во-первых, наблюдайте за стойкой. Не следите за всем рядом движений. Наблюдайте за точкой касания. Высокое подбрасывание мяча Хи Жи Венем состоит из целого ряда движений. А следить нужно только за пространством у его пояса, там, где происходит касание ракетки с мячом. Это гораздо проще.

Во-вторых, следите за деталями:

- Угол ракетки. Известно, что ракетка ближе к вертикальному положению для выполнения топ-спина. Для бэк-спина ракетка располагается более горизонтально.

- Прикладываемая сила. Прогнозируя ее, мы должны следить за направлением прикладываемой силы в момент касания. Лю Голян, например, всегда двигался в противоположном направлении после подачи. Поэтому обмануться сложно, если мы будем следить за направлением точки касания.

- Скорость полета мяча. Нужно понимать, как функционирует вращение, и как происходит отскок мяча. При изменении вращения, изменяется скорость. Мяч отскакивает вверх, если применяются гладкие накладки. Мяч идет вниз, если применяются шипованные накладки. Понимание вращения и отскока облегчает прогнозирование.

Мы хотим, чтобы в соревнованиях наши игроки использовали как прогнозирование, так и наблюдение. При нормальных обстоятельствах, наблюдению нужно отдавать большее предпочтение, по сравнению с прогнозированием. Сказав достаточно об оценке и прогнозировании, следует отметить, что мы не должны предавать слишком много внимания ударам соперника. Лучшее решение при этом, продолжать играть в свою собственную игру, и заставить соперника к ней приспосабливаться. Оценка – это навык, который приобретается с практикой. Если игрок плохо оценивает ситуацию, то он будет под постоянным давлением, и будет больше выкладываться, что, конечно же, затруднит его действия. Если игрок овладевает способностью оценки во время тренировочного процесса, тогда его способность оценивать улучшается. Тогда, можно уделить больше внимания другим компонентам и уровень игры будет выше.

2. Позиция

Второе звено – это занятие позиции при нанесении удара. Здесь есть два момента:

1) Это основная стойка.

Основная стойка означает занятие позиции по отношению к столу и мячу при нанесении удара. Это зависит от роста, стиля игрока и того показателя насколько он может наносить удары более часто и более уверено.

Например, рост Ван Личина 1,86 м., поэтому он может занять позицию на небольшом расстоянии от стола. Это позволит ему приближаться и удаляться без каких-либо проблем. Это его основная стойка. Однако, такая позиции неприемлема для Ден Япин, рост которой 1,5 м. Она должна располагаться ближе к столу для того, чтобы отражать или наносить короткие удары.

Что касается стиля, то контратакующему игроку следует располагаться дальше от стола. Игрок, мощь ударов которого слабее, и тот который использует мощь ударов соперника, должен располагаться ближе к столу. Игрок, который предпочитает отвечать ударами слева из левого угла, и обладает быстротой передвижения, может занимать позицию с левой стороны стола. Разносторонний игрок, у которого невысокая скорость передвижения, должен располагаться в середине стола, что позволит ему наиболее удачно выполнять удары.

При игре, необходимо менять основную стойку. Иногда, это зависит от приходящих ударов от соперника. Игрок может приближаться или удаляться от стола в определенных моментах, но должен возвращаться в основную стойку как можно быстрее. Типичная ошибка, слишком близкое приближение к столу с целью желания увеличения скорости. При этом удары становятся настолько близкими к их корпусу, что приходится чаще отступать от стола. Следствием этого, являются более медленные движения, более слабые и несовершенные удары. Фактически, движения вперед - самые быстрые, затем, горизонтальные движения. Самые медленные – это движения назад. Поэтому, я советую располагаться ближе к столу. Следует чаще осуществлять движения в сторону, либо вперед, что является оптимальным решением.

2) Это занятие лучшей позиции при нанесении удара.

При ударе, мы имеем дело с положением руки, корпуса и ног, для того чтобы занять оптимальную позицию для удара, необходимо постоянство. Необходимо использовать центр тяжести тела. Если мяч, рука и корпус располагаются в одной плоскости, то отсутствует центр тяжести для создания мощной игры. Мы утверждаем, что нанесение ударов нужно осуществлять перед собой. Нанесение ударов вблизи корпуса или сзади противоречит фундаментальным принципам. Рука, туловище и мяч должны составлять равносторонний треугольник – это обеспечит центр тяжести. Более того, рука не должна отклоняться от корпуса, поскольку теряется центр тяжести, а с ним и точка опоры. Единственная ситуация, при которой рука может не соответствовать центру тяжести, это когда наносится укороченный удар. За исключением этого момента, рука и центр тяжести, преимущественно, должны находиться в соответствии. Для координации верхней части корпуса и центра тяжести, необходимо двигаться в направлении удара, при этом, координация упрощает выполнение удара.

Для тренировки перемещения ног, большинство профессионалов занимаются бегом. Однако, перемещение и движение ступней вряд ли применимо к настольному теннису, по причине того, что перемещение ступней (скиппинг) не используется в тренировочном процессе. Скиппинг очень важен для корректировки позиции и движения, предшествующего удара. Существует также связь между скиппингом и ритмичностью движения. Необходимо этим овладевать.

3. Расчет времени

Третье звено – это расчет времени, который охватывает несколько аспектов. Обычно, мы используем расчет времени для нанесения ударов, в соответствии с пятью определенными моментами: начальный взлет мяча после отскока, последующий или поздний взлет, верхняя точка отскока, начальное снижение, позднее снижение.

а) Нанесение ударов при раннем взлете относительно легко. Однако точка удара ниже сетки и удар выполняется быстро. Трудно придать мощь удару, и овладеть техникой. Некоторые игроки старающиеся овладеть высокой скоростью, наносят большинство ударов в этой точке. Это – то, что мы называем «псевдо быстротой», поскольку сам игрок, не может быть уверенным - нанесет ли он подобный удар или нет.

б) Удар при позднем взлете – это лучшее решение, поскольку приходящее вращение не максимально. Кроме того, у игрока есть достаточно времени, чтобы подготовиться. Это упрощает как придание мощи своему удару, так и отражению ударов соперника. При этом можно наносить удар более быстро и незаметно для противника. Поэтому, нанесение ударов в этот момент обеспечит более эффективный результат. Насколько известно, даже игроки защитного плана обороняются наиболее успешно, когда удары наносятся в данной точке.

в) Вероятно легче и надежнее наносить удар в верхней точки отскока. Игрок располагает высокой траекторией и достаточным количеством времени для обработки ударов, но при этом существуют и сложности. Мы имеем дело с уже намного более сильным вращением, и при этом уже не просто быть быстрым и проводить обманные действия. Удар уже потерял силу, и не представляется слишком опасным, поэтому, использовать данную ситуацию в качестве начального расчета времени явно неправильно.

г) Удар в точке начального снижения, может использоваться только в качестве дополнительного средства. Этот прием выполняется не часто, и когда вращение мяча очень сильное и занятая позиция не оптимальна. При нанесении ударов в этой точке, мы будем иметь дело с сильным вращением, что осложнит коррекцию и отскок удара.

д) Нанесение ударов в нижней точке снижения мяча после отскока, представляется наименее рекомендуемым, за исключением случаев, когда игрок вынужден это сделать.

4. Дистанция

Четвертое звено – это пространство для удара. Мы имеем в виду пространство между мячом и ракеткой до нанесения удара. Обычно, чем дальше игрок располагается от стола, тем легче придать силу удару. Но чем больше мы придаем силу удару, тем больше вероятность ошибки или непостоянства. С другой стороны, чем ближе игрок к столу, тем легче внести корректировку, и сыграть на силе удара соперника, с меньшей силой удара собственного. Основываясь на этой теории, мы выбираем расстояние в соответствии с ударами. Если есть возможность отразить удар или сыграть опасно, расстояние должно быть больше для придания большей мощи удару. При этом нужно учитывать, что короткий удар требует короткой дистанции. В этом случае, расположение на большом расстоянии от стола, будет иметь просто агрессивный характер, но скажется на точности. В основном есть четыре сценария розыгрыша – возможность отражения удара, контратака, быстрый и долгий розыгрыши и активная оборона. Все виды ударов подходят к этой категории. И все движения состоят из ряда общих факторов, таких как центр тяжести, замах, дистанция, сила удара и т.д. Поэтому в процессе тренировки, нам приходится рассматривать все эти моменты.

При контратаке происходит значительный сдвиг центра тяжести. Большой замах используется для мощности. Мяч находится на большом расстоянии от ракетки – это «главные моменты».

Когда игрок атакует, траектория низка. Удар выполняется быстро. Центр тяжести, замах, дистанция и мощь снижаются. Это можно назвать как «среднее».

Во время долгих розыгрышей и активной обороны, мы имеем дело с более быстрыми и более сложными ударами. При этом применяются мелкие перемещения, незначительный замах, короткая дистанция и ограниченная мощь.

Если все эти требования будут выполнены достаточно надежно, то гарантированы точность и владение ситуацией.

5. Коррекция

Пятое звено – это коррекция. Коррекция - это мастерство и дополнительные возможности. Это тот элемент, который проявляется в незначительной степени. Тот игрок, который контролирует свои удары, наверняка проводил ранее корректировку этих ударов. Корректировка может быть самым важным моментом в нанесении удара. Корректировка также может быть завершающим касанием. Было бы ошибочно считать, что при игре можно выполнить любой удар единым касанием. Существуют незначительные и тонкие изменения, и коррекция, которая приводит к совершенно иному результату при выполнении удара. Здесь мы говорим не о красоте касания, а о его эффективности.

Существует много способов коррекции. Я собираюсь говорить о некоторых из них:

- коррекция во время касания (создание вращения). Ключевой момент при этом, приложение мощи с помощью пальцев и кисти руки. Рука располагается близко к ракетке. Именно в этом месте мы лучше чувствуем ее. Сила, прикладываемая всей рукой, предплечьем и центр тяжести в конечном итоге проходит через кисть и пальцы, с целью осуществления данной задачи. Один китайский ветеран спорта однажды сказал: «Тот игрок, который играет рукой – это начинающий студент, тот, кто играет предплечьем – это студент второго курса. Тот, кто играет кистью, выпускник, а тот, кто играет пальцем – это профессор». Это сравнение ясно, четко и имеет достаточно большое значение. До нанесения удара по мячу, кисть должна отклоняться назад, для того чтобы придать удару мощь. Я отчетливо осознаю, что использование предплечья через пальцы и через кисть придает гораздо большую силу удару, чем рука и предплечье отдельным взятым.

- коррекция траектории. Сначала я должен разъяснить Вам одно неправильное убеждение. Соприкосновение с мячом – это цель решить проблему вращения, после удара нанесенного соперником. Необходимо понимать, что удары будут точными, если произведено адекватное касание ракеткой мяча. Необходимо стараться улучшать качество ударов и коррекцию расположения кисти. Умение противостоять ударам, которые направлены по высокой или по низкой траектории, а также коротким и длинным ударам, является мастерством и дисциплиной. Нам необходимо, обеспечить правильную траекторию при нанесении удара. Только это может повысить процент наших попаданий.

- коррекция угла наклона ракетки. Умение правильно позиционировать угол ракетки является высоким уровнем мастерства. Поскольку это сложно, требует дополнительного мастерства и постоянной работы, многие игроки, пренебрегают этим. Не существует легко приобретенных ценностей. Каждая ценность имеет свою собственную стоимость (без труда не выловишь и рыбку из пруда). Согласно моему мнению, не существует невозможного удара, если угол ракетки определен должным образом. Необходимо играть открытой ракеткой. При этом, нанося удара в правильной точке для смягчения приходящего вращения, можно добиться хороших результатов. При контр топ-спине и накате, угол наклона ракетки не должен быть слишком маленьким. Хорошо выполненный топ-спин можно отразить при помощи перемещения центра тяжести и руки вниз. Ракетка никогда не должна располагаться близко к корпусу, поскольку это может затруднить мощь и скорость удара.

- корректировка мощи удара. Мощь удара может подразделяться на пять категорий: придельная мощность, средняя мощность, комбинация своей собственной мощности удара и мощности удара соперника, использование мощи удара соперника или отражение этой мощи.

Предельная мощность используется при завершающих ударах. Использование девяносто процентов данной мощности представляется достаточным. Большое количество игроков стараются использовать все 100%, и после этого, не способны вернуться к исходной позиции.

Использование мощи средней силы, требует большого мастерства. Такой удар должен быть достаточно сильным и точным. Обычно используется при начале атаки или при атаке прессингом, при этом 60-70% его использования, считается хорошим показателем.

Комбинация своей собственной мощности заключаются в объединении собственного ответного удара с ударом соперника. Это тонкость в игре, и она позволяет играть надежно. При ней можно использовать 40-50% собственной мощи для создания 70-80% результативности.

Использование силы ударов соперника против него же, применяется при долгих розыгрышах или при оборонительных действиях. Но даже при этом, используя мощь и вращение соперника, необходимо прикладывать силу при нанесении ответного удара, которую мы рекомендуем увеличивать на 20-30%.

Отражение силы используется при коротких подачах и ударах соперника.

На мой взгляд, при овладении новой техникой или ударом, необходимо учиться применять мощь при ударе. При коротких подачах, например, не достаточно просто коснуться мяча для выполнения укороченного удара, - атаковать можно и нужно, несмотря не на что. Нужно при этом отработать мощь и вращение, а также научиться придавать мощь удару в завершающей стадии его нанесения.

- корректировка шага/ритма. Шаг, по существу, определяет скоростные качества. В противоборстве зачастую выясняется, кто быстрее и сильнее. Однако когда невозможно противостоять силе и скорости соперника, можно замедлить игру, придавая больше внимание легкости и качеству вращения, с целью сбить ритм игры соперника. Это не конечная цель, а скорее средство, применяемое для дальнейшего использования собственной мощи и скорости. В этом заключается демонстрация интеллекта и мудрости.

Корректировка шага и силы взаимосвязаны. При обычных обстоятельствах игроки демонстрируют противоположность в характере игры, когда один играет быстро, другой замедляет свои действия. Но бывают ситуации, когда оба игрока держат одинаковый темп. Зачастую это происходит при контратаках и при борьбе за контроль.

В основном, корректировка зависит от ситуации и от развития игры. При этом оценка ситуации, выбор манеры игры и исполнение становятся ключевыми моментами. Применяя эти средства можно рассчитывать на успех.

В заключение, я хочу продемонстрировать два игровых приема.

(А) Пять рекомендаций при нанесении удара:

1. При нанесении удара используйте центр тяжести. Это необходимо делать не только при атаке, но и при подаче, подставке и блоке. Тот, кто этим пренебрегает, делает самую большую ошибку.

2. При ударе используйте кисть для направления движения руки, особенно при горизонтальной хватке.

3. При ударе сосредотачивайтесь на точке соприкосновения. Расслабленность движения лишает удар мощи. Это особенно актуально при касании мяча ракеткой и отражении силового давления.

4. При ударе используйте мощь соперника. Это решает многие проблемы. Сделать это просто. Лучше наносить удар в момент позднего подъема мяча после отскока.

5. При нанесении удара используйте всю поверхность ракетки. Это определяет траекторию, качество и позволяет ощутить удар. Если при этом не задействована мощь, то удар не завершен.

(Б) Пять необходимых элементов при тренировке:

Ежедневные тренировки способствуют совершенствованию. При этом нельзя ожидать каждодневной отработки сложнейших элементов. Если проходит отработка элементарных качеств, то можно приобрести навык и без тренера. При тренировке необходимо:

1. Следить за мячом и сделать это привычкой;

2. Неуклонно тренировать мелкие шаги, и развивать их в условный рефлекс;

3. Оценивать себя при каждом ударе;

4. Тренировать совокупность и комбинацию ударов, а не просто механические действия.

Это – четыре основных заповедей, начиная с нуля. Приумножайте их, продолжайте их.

Также читайте другие статьи Ли Ксяо-дуна, переведенные на русский язык.